Вторник, 16.10.2018, 21:55
Приветствую Вас Гость

АВИАЦИЯ РОССИИ

Главная » Статьи » Военная авиация

Последнее пристанище челябинского штурмана

Погибшие или пропавшие без вести воины иногда все-таки обретают последнее пристанище и место в памяти потомков. 17 декабря в Буденовском районе Приморского края были торжественно захоронены останки трех летчиков, погибших 66 лет назад, в августе 1945 года. Штурманом не вернувшегося из полета пикировщика Пе-2 был челябинец Александр Тимошенко. В последний путь его проводили внучка и 71-летний сын.

О судьбе предка ни житель Челябинска Сергей Тимошенко, ни его дочь Татьяна Строганова долгое время не имели ни малейшего представления. Сергей Александрович даже никогда не видел отца: он родился в 1940-м, когда красный военлет Александр Ерофеевич уже участвовал в боях советской-финской войны. Потом – Дальний Восток. А за три недели до окончания войны с Японией лейтенант Тимошенко не вернулся из учебно-тренировочного полета. Через 66 лет его сын расскажет дальневосточным поисковикам: от отца ему остались на память только несколько писем. Если бы не наткнувшаяся в Интернете на упоминание знакомого имени внучка погибшего летчика, в Челябинске о его судьбе так и не узнали бы.

«Если честно, примерные координаты упавшего в 45-м самолета мы знали давно, – рассказывает командир поискового отряда «Авиапоиск» (Владивосток) Ярослав Ливанский. – Буденовский район, недалеко от села Николаевка – много лет назад здесь, в долине Шиненгоу, располагался учебный полигон для пикирующих бомбардировщиков. Земля в Шиненгоу до сих пор хранит осколки брошенных бомб. Правда, искали мы сначала не летчиков, а летчиц – у местных жителей до сих пор в ходу была байка, что разбившейся «пешкой» управлял женский экипаж. Лишь многомесячная работа – сначала на месте, а потом в военных архивах – помогла установить истину».

Из учебного полета, как удалось установить по старым документам, не вернулись три военлета 34-го бомбардировочного полка ВВС Тихоокеанского флота СССР – летчик лейтенант Тимофей Петрович Вернигора, штурман лейтенант Александр Ерофеевич Тимошенко и стрелок-радист краснофлотец (рядовой) Николай Терентьевич Рагузин. От челябинского штурмана и стрелка-радиста сохранились только отдельные обуглившиеся останки.

Бойцы «Авиапоиска» смогли восстановить картину давней трагедии. Боев в долине Шиненгоу не было, Квантунская армия Японии уже отступала. Острая необходимость в пикирующих бомбардировщиках на фронте отпала, военлеты вернулись к тренировкам: на Дальнем Востоке последние несколько лет как на конвейере готовили пилотов и штурманов для сражающихся на полях Великой Отечественной эскадрилий советских ВВС. Увы, за количество приходилось платить качеством: разбившийся в августе 1945-го экипаж – далеко не единственный в списке небоевых потерь РККА. Вдобавок играли свою роль местные погодные условия: частый туман и рельеф местности – сопки.

Вот текст отчета о катастрофе из недр военного архива Тихоокеанского флота:

«2 АЭ 34 АП 10 АД ВВС ТОФ (2-я авиаэскадрилья 34-го полка 10-й дивизии ВВС Тихоокеанского флота. – Прим. автора). Пе-2 №8/391, моторы М-105ПФ №44-7688 и 44-7699

Место катастрофы – Ш-133.15, Д-43.05, в 2-2,5 км южнее полигона в долине Шиненгоу, Буденовский район, д. Николаевка.

По наблюдению с земли и командира звена, после выхода из пикирования был выхлоп пламени из мотора, который произошел, предположительно, из-за скопления бензина в колоколе системы инертного газа, приемник которого выходит к выхлопным патрубкам. Самолет с разворотом и большим углом врезался в землю. Экипаж погиб.

Экипаж:
летчик – лейтенант Вернигора Тимофей Петрович (погиб на месте);
штурман – лейтенант Тимошенко Александр Ерофеевич (отдельные обуглившиеся части);
ВСР – краснофлотец Рагузин Николай Терентьевич (отдельные обуглившиеся части).

Через какое-то время первыми на место катастрофы прибежали несколько женщин, работающих в районе полигона. По показаниям одной из работниц, экипажа она не увидела. «Лежал летчик с головой и одной рукой, без ног. Остальные тела были в виде отдельных мелких обуглившихся частей. Валялись куски одежды и обгоревшие парашюты».

«Данные о погибшем экипаже мы опубликовали на сайте весной 2011 года, – вспоминает Ярослав Ливанский. – Вскоре на связь с нами вышли Сергей Александрович и его дочь. Это был первый раз, когда благодаря работе нашего отряда люди нашли пропавших близких! Тимошенко приехал во Владивосток, мы показали ему город, привезли в Николаевку – деревня находится примерно в 50 километрах от Находки. 17 декабря прошла торжественная церемония захоронения останков летчиков. На память Сергей Тимошенко увез в Челябинск пряжку от парашютной системы отца, несколько гильз из боекомплекта курсового пулемета».

Пе-2 (Пешка, по классификации НАТО – Buck, «Олень») – советский пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны. Самый массовый фронтовой бомбардировщик производства СССР. В ВВС Финляндии получил неофициальное прозвище Pekka-Eemeli («Господин Емеля»).

Редакции Chelyabinsk.ru, к сожалению, не удалось связаться с родственниками найденного в дальневосточной тайге военлета: во время подготовки материала они как раз находились в воздухе, возвращались из Владивостока. Можно только гадать, каково было 71-летнему сыну хоронить 28-летнего отца. Однако со слов поисковиков известно, что совсем уж позабытыми летчики все-таки не были. Офицеры местного авиаполка рассказали им: в давние годы среди обломков бомбардировщика был закреплен металлический венок со звездой. Ни имен, ни званий, ни фотографий. Энтузиастам военной истории понадобился год работы в архивах, чтобы установить обстоятельства катастрофы Пе-2 и настоящие имена экипажа. К слову, «пешка» с челябинцем на борту – 46-й самолет на счету отряда «Авиапоиск».

Удалось, кроме того, выяснить, что экипаж летчика Вернигоры и штурмана Тимошенко считался одним из наиболее подготовленных в полку. Когда самолет разбился во время тренировочного вылета, комполка написал в извещениях родным, что летчики все-таки пали «в борьбе с японскими захватчиками» – чтобы родственники могли рассчитывать на пенсию. Возможно, именно поэтому место гибели Александра Тимошенко оставалось неизвестным столько лет.


Информация из Приморского края – редкость для Южного Урала. Усилия наших местных поисковиков направлены главным образом на запад страны – достаточно вспомнить прошедшую весной этого года операцию «Дон-2011» в окрестностях Волгограда, там, где летом 1942-го разворачивалась кровавая прелюдия к Сталинградской битве. Поэтому значимость работы энтузиастов-дальневосточников трудно переоценить. А летчикам, наконец упокоившимся в настоящих могилах, – земля пухом!


http://chelyabinsk.ru/news/468251.html

Категория: Военная авиация | Добавил: skilexxx (20.12.2011)
Просмотров: 1282
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Nord Wind. Новая высота полета! 


ПОДЕЛИТЬСЯ В:
АВИАБИЛЕТЫ
Aviation EXplorer
Поиск
Категории раздела
Гражданская авиация [5]
Военная авиация [5]
Лётные характеристики ЛА [6]
Документация [1]
Обучающие материалы [0]
Новости авиасимуляторов [0]
Юмор [3]

         Руководитель проекта: Хлебников Алексей © 2011-2018            Тел: 8(999) 819-66-35        Вопросы, предложения:  info@aviaruss.ru